Ремонт первичного вала

Когда автомобилю приходит время подвергнуться капитальному ремонту, большая часть его узлов и деталей практически утрачивает работоспособность (по причине сильного износа, повреждений, вызванных коррозией или механическими факторами и проч.). При этом одни детали могут быть успешно отремонтированы (чтобы прослужить автомобилю еще несколько лет), тогда как другие (чаще всего - самые простые) требуют замены новыми.

Первичный вал автомобиля относится к деталям, которые могут быть восстановлены. Сама по себе эта деталь - блок шестерен, часть которых запрессована на поверхности вала с большим натягом, а часть - выполнена непосредственно на первичном валу. Конструкция детали является неразборной, замене подлежат только подшипники. Однако остаточный ресурс первичного вала позволяет использовать деталь повторно, стоит только подвергнуть вал восстановительному ремонту. При этом нужно иметь в виду, что восстановление первичного вала - гораздо более экономичный вариант, нежели покупка новой детали. Тогда как служить восстановленная деталь может практически также долго, как новая.

 

Как должен выглядеть исправный первичный вал и его составляющие?

Во-первых, при осмотре на игольчатых подшипниках не должно выявляться следов "усталости" - разрушений, шероховатостей и проч. На шлицах для установки муфты синхронизатора (а также на ступице синхронизатора) не должно быть вмятин и выбоин.

Во-вторых, зубья ведущих шестеренок (1,2 передач и передачи задн. хода, являющих с валом единое целое) не должны выглядеть изношенными, если они износились - пора менять первичный вал целиком.

В-третьих, торцы шлицев муфты синхронизатора (а также блокирующих колец) не должны носить следов выкрашивания и иметь вмятин.

В-четвертых, установка блокирущего кольца синхронизатора на конус шестерни должна оставлять зазор (между зубчатым венцом шестеренки и торцами блокирующего кольца), расстояние которого - не меньше одного миллиметра. Если зазор больше, то кольцо следует заменить.

 

Почему и когда бывает нужен ремонт первичного вала?

Первичный вал КПП автомобиля эксплуатируется в условиях постоянных контактных нагрузок, усугубляющихся изгибающими усилиями, которым подвергается работающая деталь. Таким образом, причиной выхода из строя первичного вала становятся: трение, контактные нагрузки, деформация в результате изгиба. Специалисты выделяют в числе самых распространенных дефектов первичного вала:

- износ шлицев детали по толщине;

- износ шейки под подшипник (передний);

- износ отверстия подшипника (роликового).

Восстановление детали в первом случае производится путем наплавки под слоем флюса; во втором - установкой дополнительной втулки. Третий случай, износ отверстия роликового подшипника, требует восстановления при помощи вибродуговой наплавки, железнения или хромирования.

Методы, применяемые для восстановления первичного вала, относятся к слесарно-механической обработке, следовательно, для ремонта детали необходим слесарно-механический участок.