Диагностика и ремонт валов

Ежедневная эксплуатация двигателя рано или поздно приводит к тому, что валы, задействованные в работе его узлов и агрегатов, начинают настоятельно требовать ремонта. Неполадки диагностируются при помощи современного оборудования, а затем специалистами предпринимаются соответствующие меры их устранения.

Опытный автовладелец знает, что большая часть проблем с движком напрямую связана с поломкой, износом или повреждениями валов: балансирных и вспомогательных, распределительных и коленчатых. Поэтому ремонт двигателя часто включает обязательный ремонт опорных шеек валов.  Хотя валы  имеют различные конструкции и разный функционал, общие принципы их ремонта все-же существуют. Имея о них представление, специалист может обеспечить долгую и бесперебойную службу вала после его ремонта.

Может ли водитель самостоятельно установить факт поломки вала? Проблемы позволит обнаружить остукивание узла: деталь, имеющая неполадки или трещины, звучит глухо, с дребезжанием.  Сломанные валы подлежат ремонту слесарным или сварочным способом (в зависимости от того, в чем заключаются дефекты, в числе которых могут быть: износ или изгиб рабочей поверхности вала; повреждения шлицев, резьбы детали или  шпоночных канавок и проч.). Ремонт изношенных мест валов проводят при помощи:

- вибродуговой наплавки или автоматической под слоем флюса;

- постановки дополнительных деталей;

- нанесения покрытия из полимера.

 

Устранение изгиба валов

Наиболее распространенной неполадкой является изгиб вала, происходящий из-за перегрева шеек. Этот дефект специалисты устраняют при помощи горячей правки или холодной правки под прессом.

Первый вариант (горячая правка) наиболее подходит для валов, ранее уже подвергавшихся термической обработке. Нагревается как вся деталь целиком (если вал небольшой), так и ее изогнутые участки по-отдельности. При этом небольшая деталь может быть нагрета на кузнечном горне.

Местный нагрев вала можно произвести при помощи газовой горелки (для этого деталь выгнутой частью вверх устанавливают на специальное приспособление или на призмы). Деформированный участок обкладывают листами мокрого асбеста, который закрепляют при помощи проволоки. Точку максимального прогиба  вала оставляют открытой для нагревания. Деталь нагревается до каления, имеющего темно-коричневый цвет (т.е. до 500-550 градусов Цельсия), а затем  изгиб устраняется под прессом. После того, как вал полностью стынет, его еще раз проверяют на наличие прогиба, чтобы при необходимости повторить процедуру нагревания и правки по прессом.

Второй вариант (холодная правка под прессом) может вызвать обратную деформацию детали или нарушение ее формы. Чтобы вал не вернулся в свою деформированную форму после холодной правки, его нагревают до 450 градусов Цельсия, выдерживают один час, а затем постепенно охлаждают.

 

Обязательные условия

Ремонт валов требует обязательного восстановления:

- рабочего зазора в местах соединения вала с другими деталями;

- точности расположения поверхностей детали относительно друг друга;

- качества рабочих поверхностей вала.